Проект гаража с мансардой, погребом и смотровой ямой

Погреб в гараже — довольно распространенное явление в наши дни.

Разновидности конструкций погребов

Полузаглубленное обустройство погреба в гараже – вариант скорее вынужденный, и реализуют его по многим причинам. Например, если грунт не позволяет углубиться ниже, если грунтовые воды подступают слишком близко, если точка промерзания грунта находится высоко, а провести гидроизоляционные работы в полном объеме не получается, и т.д. Существуют даже наземные погреба, но в гараже такую конструкцию построить не получится.

Заглубленный погреб под гаражом будет надежным, если его фундамент (или фундамент гаража) находится на расстоянии не меньше 50-70 см от любого источника воды – подземного, наземного, искусственного или естественного. Размера такой погреб под гаражом может быть даже больше, чем площадь основания наземного строения, но в реальности дешевле и без потери функциональности строят погреба на котловане шириной ≤ 2,5 метра и глубиной ≈ 2 метра. Проект, планировку и смету следует составлять и рассчитывать заранее.

Лучше всего устройство подвала гараже проводить вместе с возведением самого гаража. Но, так как чаще приходится сталкиваться с покупкой, а не со строительством гаража, то и погреб приходится строить под уже готовым объектом, тем более, что технологически эти варианты похожи, за исключением того, что под готовым гаражом вырыть котлован экскаватором не выйдет – земляные работы придется проводить вручную.

  1. При залегании грунтовых вод, при переувлажнении участка (подтопление, наводнения, близость других источников воды), при рыхлом или слабом грунте Дно и стенки котлована строятся по принципу монолитной бетонной конструкции, чтобы повысить прочность конструкции, плотность стенок и влагонепроницаемость всего погреба;
  2. В качестве монолитной конструкции строители предлагают армированное ленточное основание, которое при одновременном возведении погреба и гаража будет выполнять и функции надземных стен;
  3. В сухом грунте разрешено возводить стены погреба из асбестоцементного шифера, которым кроют крыши.

Требования

Для начала давайте сформулируем требования, которым должны по возможности соответствовать  лестницы в погреб.

  • Минимальная ширина, позволяющая подняться и спуститься одному человеку — 35-40 сантиметров. 60 см — ширина, позволяющая сделать это без особого дискомфорта и риска потерять равновесие.

Однако: если предполагается переноска в погреб и из него габаритных грузов, лучше соорудить лестницу уже 80-90 см. Такие размеры позволят вам при необходимости привлекать помощника.

  • Для лестниц в подвальные помещения и на чердак (пример — лестничная конструкция Оман) считается допустимым уклон в 75 градусов. Опять-таки стоит уточнить: такой уклон не даст вам не то что переносить что-либо вдвоем — даже просто подняться или спуститься с занятыми руками. Для переноски припасов или домашней утвари уклон придется ограничить 45 градусами.
  • Комфортной считается высота подступенка (вертикальной части ступени) в 15-20 см, проступи (горизонтальной поверхности) в 25 — 35 см. Однако в нашем случае цена комфорта — полезное пространство погреба, и без того небольшое. Если  мы будем сооружать лестницу, нам придется рассмотреть и более компактные конструкции.
  • Прочность в нашем случае важна ничуть не менее, чем для межэтажной лестницы. Вспомните: часть грузов придется переносить вдвоем.
  • Погреб — это, как правило, место с достаточно высокой влажностью. Эстетика, разумеется, в нашем случае стоит не на первом месте. Тем не менее металлическая лестница обязательно защищается грунтом и/или эмалью (подойдет алкидная ПФ-115 или предназначенная для пола более износостойкая ПФ-266); деревянные элементы пропитываются антисептиком и олифятся как минимум на два раза.

Лестницы Оман для чердачных помещений

Разработка проекта с оптимальной глубиной погреба в гараже

До начала строительных работ следует подготовить проектную документацию. При проработке детального чертежа следует убедиться, что в месте, где планируется строительство, нет коммуникаций. Учитывая, что чаще всего погреба в гараже располагаются на глубине 2,5–3,5 м, трубы будут находиться выше.

При расчёте габаритов котлована следует учесть следующее:

  • глубина на 30 – 40 см должна быть больше выбранной глубины подвала. Размер зависит от толщины устраиваемой песочной подложки и заливаемой стяжки;
  • ширина и длина будут больше аналогичных габаритов подземного сооружения минимум на 35 см для формирования стен достаточной толщины.

Внимание! При выборе материала для возведения стен следует обязательно учесть уровень грунтовых вод.

Габариты заглубленного погреба разрабатываются с учётом роста взрослого человека

Расчет лестницы в подвал по чертежам своими руками

Чтобы сделать лестницу в свой подвал, не обойтись без чертежей. Чертежи нужно сделать для достижения идеальных параметров конструкции, рассчитать размеры ступеней, их высоту и т.д. Без чертежа лестница не получится ровной и красивой. Если не получается создать схему самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалисту. Делать чертеж нужно, независимо от выбранного вида лестницы и материалов.

Читайте также:  Оформление пространства под лестницей в доме: 22 идеи + фото

Перед тем как установить лестницу в подвал, необходимо сперва правильно составить ее чертеж

Такой чертеж позволяет рассчитать:

  • Высоту лестницы и ступеней;
  • Ширину ступенек и конструкции в целом;
  • Размер марша лестницы;
  • Высоту просвета;
  • Длину лестницы.

Для создания чертежа, понадобится чистый лист, лучше ватман, карандаши и линейка. Первым делом рисуют угол в 90ᵒ, с помощью транспортира отмечают угол наклона лестницы, чертят линию. С помощью линейки можно понять, какой длины будет лестница. На чертеж можно добавить какие-либо элементы декора.

Установка опалубки

Устанавливаем направляющие доски для нижней опалубки. Простыми гвоздями 120-150 мм крепим их к газобетонным стенам. Верх досок должен быть опущен ниже нижней линии нашей разметки. Величина смещения должна соответствовать толщине досок нижней опалубки. Не забываем про дополнительное крепление с помощью стоек, упирающихся в бетонный пол. Стойки здесь необходимы для того, чтобы выдержать вес бетона в опалубке.

Опирание стоек на бетон может быть неустойчивым. Поэтому дополнительно фиксируем нижние концы клиньями или распорками.

Для того чтобы потом было удобно разбирать опалубку, целесообразно будет использовать не гвозди. Пользоваться лучше деревянными клиньями и саморезами (шурупами). Шуруповерт вам очень пригодится, как незаменимым инструмент для опалубочных работ.

Если к бетонной стене направляющие доски крепить неудобно, их положение можно надежно зафиксировать распорками и стойками.

Используя обрезки из старых досок,  крепим дощатую опалубку к верхним кромкам направляющих досок.

Углошлифовальной машинкой с лепестковым диском, скругляем острые ребра опалубки.

Необходимо предотвратить сцепление опалубки с бетоном. Для этого ее поверхность укрываем рубероидом, прихватив его к доскам скобками. Рубероид будет предпочтительней полиэтиленовой пленки, так как он значительно прочнее.

Внутреннее оборудование подвала под гаражом

Схема утепления подвала в гараже.

Внутреннее обустройство погреба начинается с установки несущей лестницы. Лестница может состоять из 1 или 2 маршей. Одна доска марша должна быть присоединена к боковой стене погреба, другая опирается на деревянный или бетонный столб.

К доскам прикрепляются ступеньки. Расстояние между ними должно равняться 20 см. По желанию можете приделать перила. Для вентиляции подвал необходимо оборудовать вентиляционной трубой или небольшим окном.

Возле стены в гаражном подвале установите стеллаж из досок. Расстояние между полками подбирайте в соответствии с размерами емкостей, в которых будут храниться продукты, инструменты и прочие принадлежности. На верхней части стеллажа можно хранить различные крупные вещи (велосипеды, санки и т.д.).

Особенности металлических лестниц в подвал

Конструкции, сделанные из металла, отличаются высокой надежностью и прочностью, они популярны в использовании в гараже для спуска в смотровую яму.

Особенности, которые имеет металлическая конструкция:

  • Она очень прочная, ее сложно сломать или испортить;
  • Имеет разные вариации, можно сделать под заказ на свой вкус;
  • Этот материал доступный, он есть практически в любых строительных магазинах, есть вариант использования старых металлических элементов, оставшихся после строительства или капитального ремонта дома;
  • Износоустойчивый материал – боится коррозии, но не истирается и почти невозможно появление трещин и царапин;
  • Срок эксплуатации превышает 20 лет;
  • Устойчив к влаге при условии покрытия материалом от коррозии.

Конечно, любой материал помимо положительных качеств имеет и отрицательные: так как металл тяжелый, его тяжело монтировать и закреплять, нужно обрабатывать специальными средствами.

Материалы для изготовления лестниц в погреб

Для изготовления лестницы в подвал дома или гаража своими руками используется три основных материала: бетон, металл и дерево. Выбор какого-то из них зависит от особенностей помещения и финансовых возможностей хозяев дома. Рассмотрим эти материалы подробнее.

Металл

Этот материал самый надежный и хорошо подходит для подвального помещения. Он обладает высокой прочностью и небольшой массой. Металл боится коррозии, поэтому его обязательно нужно покрыть защитной эмалью или краской. Из преимуществ такой конструкции также стоит выделить простоту работы с этим материалом: достаточно разрезать металл на нужные детали и сварить их. Использование этого материала требует весомых финансовых затрат.

Читать далее: особенности лестниц из металла.

Важно! Вопрос о простоте изготовления такой лестницы очень спорный. Как минимум, нужно иметь сварочный аппарат и уметь им пользоваться.

Читайте также:  Как рассчитать лестницу на 2 этаж дома самостоятельно

Лестницу можно сделать из различных материалов

Дерево

Один из самых распространенных материалов для лестницы как для подвала, так и просто между этажами. Она имеет приятный внешний вид и продается по доступной цене. Работать с деревом достаточно просто, понадобится самый простой инструмент, который имеется у каждого хозяина в доме.

Из недостатков можно выделить только подверженность дерева заражению плесени, жучков и гниению. Поэтому за состоянием всей конструкции нужно регулярно следить, обрабатывать материал антисептическими и защитными средствами.

Бетон

Бетонная лестница – безусловно, самый прочный и долговечный материал. Он не боится влаги и сырости, как другие, и отличается своей долговечностью. Бетон во многом уступает другим материалам из-за сложности монтажа (обязательно нужно делать армирование и сложную систему опалубки). Также к недостаткам можно отнести высокие финансовые затраты на строительство.

Основные типы уличных входов

Здесь можно выделить два основных вида: компактный вход, защищенный специальной крышкой и полноценный вход с лестничным маршем.

Подробная схема компактного уличного входа

Как видно из рисунка, система достаточно проста, но удобна:

  • Вход защищен специальной крышкой, установленной под наклоном, что позволяет обеспечить надежную защиту от влаги.
  • Подвал закрыт дверью, что хорошо удерживает тепло в подвале.
  • Благодаря люку система безопасна.

К недостаткам можно отнести следующие нюансы:

  • Как правило, лестничные марши очень круты, иначе размер люка будет огромным.
  • Через такой вход неудобно переносить крупные тяжелые предметы.

Второй, более распространенный и удобный тип – полноценный вход с лестничным маршем, который обычно располагается вдоль стены. Система достаточно проста, и главный нюанс, который стоит заранее распланировать – защита входа от атмосферных осадков.

Рассмотрим этот вопрос подробнее:

  • Козырек над входом в подвал – самая часто встречающаяся система. Она недорога и проста в исполнении – требуется две или более стоек и каркас из древесины либо металла. С появлением поликарбоната устройство козырьков значительно упростилось.
  • Навес – более крупная конструкция, которая может закрывать не только сам вход, но и какое-то пространство вокруг. Благодаря этому можно даже сделать что-то вроде беседки, поставив столик и стулья. Из поликарбоната можно сделать полукруглый навес до самой земли.

Такой навес надежно защитит от любой непогоды

Совет! Интересный вариант устройства навеса – закрытая конструкция из поликарбоната, которую можно использовать и как теплицу.

Перекрытие подвала и отверстие для люка

Перекрыть подвал можно по-разному, для этого подойдут:

  • ЖБ плиты;
  • Сборные конструкции из стандартных ЖБ изделий;
  • Балочные конструкции, изготовленные из металлопроката.

Чаще всего при устройстве погреба в гараже для перекрытия используют металл, бетон, ЖБ изделия. Деревянные перекрытия использовать не стоит, древесина во влажной атмосфере не может долго сохранять свою прочность, и через некоторое время вам придётся ремонтировать перекрытие.

Часто выбирают цельный потолок, собранный из армированного бетона. Для этого снизу подшивают щиты опалубки, их нужно хорошо закрепить тросами на балках и для надёжности подпереть снизу вертикальными опорами. Деревянные щиты опалубки застилают плёнкой, чтобы не вытекал цементный раствор, если нужно заделывают щели.

На опалубке связывают арматурный каркас перекрытия — для этого потребуется арматура 10-12 мм диаметром. Каркас должен быть неподвижен и закреплён на расстоянии 40–50 мм от края опалубки.

После подготовки собранную конструкцию заливают цементным раствором. С помощью вибратора или протыкая раствор прутом, удалите пузырьки воздуха из раствора. Схватывающийся бетон должен быть неподвижен до застывания, после чего опалубку снимают.

Чтобы конструкция опалубки получилась прочной, нужно выполнять несколько требований:

  • расстояние между установленными балками должно быть не более 60 см;
  • подпорные стойки нужно устанавливать не с промежутком до 1,5 м;
  • шаг между прутьями арматуры 15–20 см;
  • ЖБ плита перекрытия должна быть 18–20 см толщиной.

Важно! Щитовой каркас удобно сделать из влагостойкой фанеры, а подпирают его телескопическими стойками. ЖБ плита должна делаться так чтобы после заливки она опиралась на стены цокольной минимум на 15 см.

Готовые ЖБ плиты кладут непосредственно на стены. Зазоры и швы и заделывают цементным раствором. Во время эксплуатации стены подвала воспринимают давление окружающей почвы.

Чтобы противостоять этому воздействию, нужно делать стены так, чтобы их толщина увеличивалась пропорционально глубине котлована. На его дно насыпают песчано-щебневую подушку 15 см толщиной. На ней устраивают ленточный фундамент, он будет воспринимать вес стен и перекрытия. Стены желательно сложить из бетонных блоков. Но при недостатке средств вместо них возводят бетонные стены, заливая их в скользящей опалубке.

Учитывая габариты и большой вес ЖБ плит, при их укладке могут возникнуть сложности и дополнительные затраты:

  • Для перевозки и укладки придётся нанимать профессионалов и оплатить услуги грузоподъёмной техники;
  • Подвал нужно строить размером, кратным габаритам плит;
  • ЖБ плиты нужно купить заранее и вовремя подвезти на рабочую площадку;
  • Зазоры между стенами и плитами нужно тщательно замазать бетонным раствором.
Читайте также:  Стремянка своими руками: чертежи и пошаговая инструкция

Основной плюс использования ЖБ плит – возможность существенно ускорить время выполнения работ.

При небольших размерах (к примеру, равных смотровой яме) верх можно закрыть даже толстыми досками. Для подвала большого размера потребуется установить надёжное и мощное перекрытие, оно должно выдерживать массу автомобиля. В этом случае лучше всего уложить бетонную плиту или связать арматурный каркас и залить его бетоном.

При размещении балок и установке каркаса нужно предусмотреть место для монтажа входного люка.

Люк делают из листовой стали самостоятельно или покупают уже готовый.

Для изготовления люка своими руками выполняют несколько операций:

  1. По габаритам отверстия в плите сваривают обрамление из уголка, такое же обрамление делают снизу и сваривают их вместе пластинами;
  2. Вырезается пластина из металла, равная по размерам обрамлению люка;
  3. С одного края люка монтируют петли и приваривают их к крышке люка. Если нужно, на него устанавливают ручку.

Крышку впоследствии при желании можно декорировать подходящим для вас способом — можно, например, просто его окрасить.

Как правильно пользоваться и ухаживать за люком

Правильно спроектированный и установленный люк в подвал не требует дополнительного ухода и прослужит долгие годы. В ходе эксплуатации проверяются прочность крепления петель и исправность газлифтов. При появлении с внутренней стороны створки конденсата и неприятных запахов необходимо выявить причину. Это может быть неисправность вентиляции или дренажного водоотведения, поднятие уровня грунтовых вод.

В случае самостоятельного изготовления лучше использовать простые недорогие варианты, для которых не предусмотрено использование изделий из металла.

Невозможно переоценить преимущества подвала, и если он предусмотрен проектом здания, любой хозяин пожелает оборудовать в дополнительное помещение для хранения или погреб. Даже небольшое помещение способно выполнять ряд функций. На рынке представлен широкий выбор готовых люков, оборудованных подъемниками, герметизированных и утепленных. Такую модель остается правильно установить в проем пола. Но и в этом случае нужны точные расчеты.

Вход в подвальное помещение, расположенный на полу, — удобный способ организации всего пространства как внутри подвального помещения, так и снаружи.

С тщательностью подбирают место входа. Удобнее всего расположить его на кухне, но кухонное пространство обычно имеет мало свободной площади, не занятой мебелью и техникой. Люки так же устанавливают в нежилых помещениях, предназначенных для хранения и работы: гаражах, кладовках.

Для оборудования невидимых люков приобретают или изготавливают модели с крышкой под отделку, в соответствии с высотой заглубления. Если требований к эстетике мало, например, вход находится в гараже, то металлическая поверхность дверцы совпадает с горизонтом пола.

Тяжелые конструкции способны выдерживать повышенные нагрузки, но требуют оснащения подъемными механизмами и упорами. Чем больше размер, тем тяжелее становится дверь.

Важнейшее требование при изготовлении и монтаже: строгое соблюдение геометрии. Ошибка даже в несколько миллиметров будет бросаться в глаза и осложнит использование.

Оптимальный размер входа в подвал должен рассчитываться по габаритам пользователей.

Виды погребов

При обустройстве гаражной ямы вам предоставляется возможность выбора одного из известных вариантов исполнения, отличающихся величиной заглубления в грунт:

  1. Наземное исполнение, реализуемое в виде полузаглубленного погреба, который, в принципе, может быть конструктивно совмещен со смотровой ямой. Ещё один вариант упрощённой погребной конструкции предполагает применение небольшой пластиковой ёмкости, вкапываемой непосредственно в землю и используемой в качестве временного хранилища продуктов.
  2. Полузаглубленный на 0,7–1 метра приямок со стенками, выложенными из сборных элементов (кирпича или шлакобетона). При наличии почвенной влаги необходимо будет тампонировать водоносные жилы с помощью нескольких слоёв глины, после чего организуется гидроизоляция стенок и пола погребной ямы.
  3. Полностью заглубленный погреб, являющийся самым распространённым вариантом изготовления гаражной ямы, рассчитанной на глубину порядка 1,6–3 м.

Обратите внимание! При окончательном выборе глубины погреба нужно учитывать на какой глубине проходят грунтовые воды, так как основание погреба должно закладываться на полуметровом удалении от источника влаги.

Вариант заглубленного погреба чаще всего применяется при возведении капитальных гаражных строений. Перед его реализацией необходимо будет произвести определённые подготовительные (изыскательные) работы, суть которых заключается в следующем:

  • Перед тем как построить погреб в гараже необходимо будет убедиться, что вы располагаете техническими возможностями подготовки котлована глубиной порядка 2–3 метра. В частности, в городской черте, почва которой напичкана различного рода коммуникациями, врыться на требуемую глубину не всегда удаётся с первого захода. Для сокращения затрат в этом случае рекомендуется пригласить специалистов, либо воспользоваться проектной документацией, подготовленной во время строительства гаража.
  • Кроме того, основание фундамента полностью заглубленной конструкция должно быть надёжно защищено от подмывания грунтовыми водами. В процессе выбора метода защиты фундамента необходимо помнить о том, что для готового гаража эта проблема не всегда может быть решена техническим путём. Желательно исключить возможность разрушающего воздействия грунтовых вод ещё на стадии разработки проекта самого гаража, включив в перечень обязательных мероприятий обустройство дренажной системы кругового типа.