Деревянная лестница для гаража своими руками

Проведение техобслуживания или мелкого ремонта автомобиля многие стараются делать сами. Чтобы не лежать под машиной на спине, необходима смотровая яма в гараже.

Планирование сооружения смотровой ямы

Есть две ситуации, когда строят яму в гараже:

  • в только возводимой постройке;
  • в уже эксплуатируемой.

Первый вариант проще, потому что ничто не мешает выкопать грунт под размеры намеченного сооружения. Для этого даже можно воспользоваться услугами экскаватора, тем самым убыстрить сам процесс и отойти от трудоемких земляных работ.

Но обе ситуации случаются часто, так что разберемся с ними по отдельности. Но предварительно расскажем о размерах ямы в гараже под машину.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

В дополнение к ремонту машины, яма управления позволяет расширить складскую площадь.

Наличие ямы в гараже — это определенно плюс. В яме можно провести независимый осмотр различных узлов в машине без помощи специалистов. Кроме того, независимая техническая инспекция и техническое обслуживание позволяют сэкономить средства.

Достаточно подсчитать, сколько раз в год менялось масло, и умножить эту цифру на цену этой услуги в гараже — получится неплохая сумма. В яме практично хранить запасные части и комплекты для ремонта, особенно если гараж имеет небольшую площадь.

Наибольшую опасность для ямы наблюдения представляет ее близость к подземным водам. Избыток влаги может отрицательно сказаться не только на геометрии ямы, но и на состоянии автомобиля.

Основные этапы работ

В первую очередь необходимо будет зачистить профильную трубу от ржавчины и грязи с помощью болгарки. После этого, в соответствии с чертежом, надо отрезать заготовки нужного размера.

Далее приступаем к изготовлению основных элементов лестницы. Без сварочного аппарата здесь, конечно же, не обойтись.

В уголках предварительно нужно просверлить по два отверстия.

Соединяем две части лестницы между собой с помощью шарниров, и приступаем к пробной установке, чтобы проверить, как все работает.

После этого останется только покрасить каркас, сделать ступени из досок, и также их покрасить. Прикручиваем ступени к уголкам, и лестница готова готова к использованию.

Подробно о том, как сделать такую складную лестницу для смотровой ямы, можно посмотреть на видео.

Какие требования предъявляются к лестнице, ведущей в подвал гаража?

Существует большое количество разновидностей подвальных лестниц. Они различаются конструкцией, материалами, сроком эксплуатации. Выбирая лестницу в подвал гаража, важно обратить внимание на следующие важные моменты:

  1. Конструкция должна выдерживать достаточно большой вес, как минимум, 100 кг, поскольку человек будет переносить груз;
  2. Как часто будет использоваться подвал и для каких целей;
  3. Общая площадь помещения и необходимость переноса крупногабаритных предметов;
  4. Особенности микроклимата: отапливается ли гараж, какова средняя температура и влажность в помещении;
  5. Важна ли эстетичность конструкции, ее дизайн и стиль оформления.

При изготовлении лестницы в подвал важно учитывать установленные нормативы. В частности, пролет должен иметь одинаковую ширину на всем протяжении. При этом в нем не должно быть более 15-20 ступеней. Пролет не должен быть очень крутым: 26-45 градусов будет достаточно. Высота ступеней — в пределах 15-20 см.

В зависимости от конструкции, лестница может быть следующих видов:

  • Прямая одномаршевая;
  • С двумя прямыми маршами и дополнительной площадкой;
  • Угловая с двумя маршами и небольшой площадкой;
  • Винтовая;
  • Поворотная с забежными ступенями.

Кроме того, очень важно обратить внимание на материал из которого изготовлена конструкция. Бетонная лестница не подвержена коррозии, отличается длительным сроком службы и не деформируется под тяжелым весом. Деревянная лестница — это бюджетный и эстетичный вариант. Однако из-за высокого уровня влажности в подвале лестница будет служить не так долго, как хотелось бы. Чтобы продлить срок эксплуатации изделия, можно обработать его специальными пропитками. Металлическая лестница в подвал гаража обойдется дороже, чем конструкция из дерева. Но металл подвержен коррозии, и поэтому нужно будет обработать изделие специальным антикоррозийным покрытием.

Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

Определяющим критерием при определении размеров смотровой ямы является автомобиль, а точнее его габариты. Но как быть в том случае, если вы часто меняете авто? Не переделывать же яму после каждой новой покупки? Конечно же нет, просто нужно сразу рассчитать оптимальную ширину. Она напрямую зависит от размера колёсной базы авто и величины самого хозяина. Ширина в 70-80 см максимально близка к универсальному значению. С глубиной дела обстоят ещё проще. Здесь всё зависит от роста хозяина, при этом, он должен без проблем дотягиваться до днища. Также стоит обратить внимание на комфортность положения, ведь если находясь в яме придётся вытягиваться или наоборот пригибаться, то продуктивной работы не получится. Чтобы было легче считать, прибавьте к своему росту 10-15 см, и вы получите оптимальную глубину. Данные размеры смотровой ямы в гараже являются базовыми, но в них можно вносить небольшие изменения.

Читайте также:  Как пристроить крыльцо к дому: варианты, советы и рекомендации

план смотровой ямы с нишами для инструмента

котлован под яму

Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Что лучше выбрать для пола в гараже.

Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже

Этапы строительства

Установка каркасных углов смотрового колодца

Строительство карьера в гараже будет сведено к пяти основным этапам:

  • обозначить границы участка и определить размеры карьера;
  • и копать ямы;
  • Установка уплотнительных элементов;
  • крышку и все напольное покрытие;
  • Установка стен из камня или другого материала.

Рассмотрим подробно все этапы.

  1. Для правильной реализации первого этапа строительства в первую очередь необходимо определить, какой материал используется для укладки стенок карьера. Если, например, камень выбран как таковой, при маркировке границ карьера следует также учитывать ширину камня.
  2. Поскольку смотровая яма имеет относительно небольшую конструкцию, копание выполняется вручную. Как только необходимые размеры будут достигнуты, стенки и дно карьера должны быть выровнены как можно дальше, что значительно упростит процедуру.
  3. Непосредственно перед укладкой гидроизоляции дно карьера должно быть покрыто слоем гидроизоляционного материала, например, гравием. В некоторых случаях владельцы зданий производят так называемый «торт» из попеременно уложенного гравия и песка.  

    Затем на этот слой укладывается стальная сетка, которая берет на себя функцию армирования. После всех этих работ рубероид укладывается напрямую, а края смазывается битумной мастикой.

  4. После завершения укладки напольного покрытия необходимо продолжить возведение стен, что станет заключительным этапом строительных работ. При возведении стен кирпич чаще всего используется для заливки бетона в опалубку.
  5. Производство путеводителей для прибытия автомобилей.

Советы от опытных строителей: уже при рытье карьера необходимо создать пространство, которое затем будет служить полкой для хранения инструментов. Кроме того, необходимо рассмотреть схему будущего освещения карьера.

Проектирование напорных стенок колодца управления

Помимо пола, необходимо также герметизировать стены ямы, чтобы предотвратить попадание влаги с пола. Для этого несколько рубиноидных валков приклеиваются к оштукатуренной поверхности стен по всей поверхности битумной мастики. Затем укладывается еще один ряд камней — эта стена служит зажимом.

Кроме того, необходимо выполнить работы по теплоизоляции карьера. Теплоизоляция компенсирует разницу температур и, таким образом, положительно влияет на выброс влаги.

Оптимальный и, пожалуй, единственный качественный материал для этих целей — пенополиуретановый комплекс, который продается в листах. Он не намокает, не гниет со временем и может быть легко прикреплен к любой поверхности с помощью клея.

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя способами: при помощи наружной гидроизоляции, которая выполняется исключительно в процессе строительства, и внутренней, которую можно сделать и во время эксплуатации.

Способы гидроизоляции

Наружная защита

Способы гидроизоляции

Если в месте строительства гаража грунтовые воды находятся глубоко, ниже чем 2,5 метра и даже весной или после обильных дождей выше не поднимаются, можно обойтись и без гидроизоляции. С другой стороны, гидрологическая ситуация постоянно меняется, и там где раньше было сухо, может появится вода. Если смотровая яма в гараже уже построена, наружную гидроизоляцию не сделаешь. Остается только использовать пропитки глубокого проникновения чтобы уменьшить гигроскопичность стенок. Потому, если есть возможность, наружную изоляцию сделайте в любом случае.

Способы гидроизоляции

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.). Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, с выпуская по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища укладывают внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Чтобы получить более герметичный стык, их склеивают двухсторонним скотчем, можно в две полосы — в начале и конце «перехлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована. При дальнейших работах важно не повредить мембрану.

Способы гидроизоляции

Внутренняя гидроизоляция

Способы гидроизоляции

Внутренняя гидроизоляция — это обычно пропитка стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность — составом для бассейнов. Он создает водонепроницаемую плотную пленку, очень напоминающую резину. Она и имеет голубой цвет и после застывания хорошо моется. Обрабатывать этим составом лучше стенки два раза, а можно и больше.

Способы гидроизоляции

Еще вариант — грунтовка глубокого проникновения на основе цемента. Содержащихся в ней полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка в разы снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в яме гаража необходима, как минимум, двукратная обработка (а лучше еще и больше).

Способы гидроизоляции

Устройство кессона

Способы гидроизоляции

Есть еще один вариант спастись от грунтовых — сделать металлический кессон. Варят из листового металла короб соответствующих размеров, обрабатывают антикоррозионными составами, затем устанавливают в котлован. Если сварные швы сделаны герметично, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. При большом количестве вода может выдавить кессон. Говорят, что он «всплывает».

Способы гидроизоляции

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона снаружи приваривают уголки, пруты, которые уходят на 1-1,5 метра в грунт. Чтобы при этом объем земляных работ не был очень уж большим (котлован с учетом этих распорок получается большой), можно схитрить. Перед установкой кессона вбить в грунт уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после установки. Котлован все-таки придется делать больше (варить надо снаружи), но его размеры будут все-таки меньше. Второй плюс такого способа — стержни будут забиты в плотный грунт, а значит — будут лучше держать кессон.

Способы гидроизоляции

Еще один способ исключить»всплытие» кессона — сделать на некоторой высоте в стене дырку. Если вода поднимется до ее уровня, она начнет заливаться внутрь. Воду впоследствии можно откачать, главное, чтобы все осталось на месте. Устроенная по такому принципу смотровая яма в гараже, простояла более 20 лет — пока не проржавел металл.

Способы гидроизоляции

Приямок для сбора воды

Способы гидроизоляции

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали требуемого результата, надо или устраивать дренажную систему вокруг гаража, или собрать воду в одном месте. Для этого в гаражной смотровой яме, в одном из ее концов, делают приямок. В нем скапливается вода, откуда ее выкачивают насосом. Чтобы работала система в автоматическом режиме, ставят датчик наличия воды, который при срабатывании включает насос.

Способы гидроизоляции

Под приямок делают опалубку, заливают бетоном. Потом делают гидроизоляцию приямка вместе с гидроизоляцией всей ямы. Для надежности можно поставить внутрь еще и металлический кессон.

Способы гидроизоляции

Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например).

Способы гидроизоляции

Теплоизоляция ямы

В условиях достаточно холодного климата теплоизоляция в гараже имеет немалое значение, добавление теплоизоляционного слоя позволяет сэкономить на отоплении, обеспечить более комфортную температуру в помещении. В качестве теплоизоляционного материала в основном используется экструдированный пенопласт, полистирол, также помогает сохранить тепло керамзитовая подушка.

Обычно пенопласт прокладывается сверху пароизоляционной пленки, затем заливается бетоном. Керамзит укладывается на дно смотровой ямы, исполняя роль не только утеплителя, но и стабилизатора пола строения.

Утепление смотровой ямы

Для работы зимой производят утепление ямы. К тому же надо экономить электричество на нагревание гаража. Еще при расчете работ по яме должны предусмотреть ее утепление в основном полистиролом.

Он владеет такими качествами:

  • никак не гниёт;
  • никак не поддерживает горение;
  • никак не упускает воду, отлично крепится к бетонным плоскостям с поддержкою клея;
  • недорого стоит;
  • не опасен для самочувствия.

Для стенок традиционно советуют применять пенополистирол марки ПСБ-С-25, для пола — ПСБ-С-35. Его устанавливают слоем шириной 50 мм. Для крепления употребляют клей на цементной базе. Многие экономят на теплоизоляции ямы в результате зимой часто болеют.

Типы приводов

Помимо вида инструмента и типа конструкции, ямочный домкрат моно классифицировать по принципу работы подъемника. Данная особенность наглядно характеризует устройство, позволяя понять его требования, возможности и общую эффективность работы. Стандартные канавные домкраты делятся на 3 типа приводов: гидравлические, пневмогидравлические и пневматические. К подвесным устройства можно отнести все типы систем, а к напольным только первые две. Как устроены перечисленные подъемники и чем особенны, разбираем далее.

Типы приводов

Гидравлические ямные домкраты самые простые и бюджетные, но не отличаются высокой скоростью подъема. В связи с медленным выдвижением поршня, имеют малый запас хода, не превышающий 900 мм. Для повышения скорости ручного подъема, на некоторых аппаратах устанавливаются 2 насоса: для быстрого выдвижения под минимальным весом и для медленного, но даже под предельной нагрузкой. Подъемники гидравлического типа могут быть в основе напольных и подвесных устройств. В конструкциях ножничного типа, нередко используются гидроцилиндры, в то время как в обычных вертикальных — классические бутылочные системы.

Читайте также:  Как рассчитать лестницу на второй этаж /пошаговая инструкция с фото

Типы приводов

Пневмогидравлические подъемники представляют собой симбиоз несжимаемой жидкости и высокой скорости воздуха. Простыми эти системы назвать нельзя, но и откровенно сложными являются далеко не все модели. В данном типе приводов, воздух выполняет функцию движущей силы для насоса, перекачивающего масло в рабочий цилиндр. Обычно, быстрый подъем осуществляется только до упора в груз, после чего подъем происходит вручную, медленно. Ход штока в таких устройствах может превышать 1100 мм, а среднее давление воздуха, требуемого для подъема, составляет 7 атмосфер.

Типы приводов

Пневматические канавные домкраты относятся к самому малочисленному сегменту оборудования. Данные системы можно увидеть только у подвесных подъемников в основе ножничного механизма или с траверсой. Скорость подъема средняя, плавная, однако высота обычно не превышает 300 мм. Средняя грузоподъемность в 3 тонны, достаточно низкая, по отношению к предыдущим типам приводов. Для работы такой системы, компрессор должен выдавать в районе 6 атмосфер. Вариант достаточно бюджетный, не сильно отличающийся по цене от гидравлического, со своими достоинствами и недостатками.

Типы приводов

Чертежи, расчеты, схемы

Конструирование подвальной лестничной конструкции должно опираться на рекомендации ГОСТов и СНиПов. Стандарты и строительные нормы определяют следующие требования к подвальной гаражной лестнице:

  • единая ширина маршей и площадок – в диапазоне 90-100 см;
  • длина лестничной площадки – не более 1,5 м;
  • максимальное количество проступей (ступеней) – 18 шт., минимальное – 3 шт.;
  • угол подъёма или крутизны – не менее 26 и не более 45 градусов;
  • минимальная для подвалов ширина проступей – 20 см;
  • перила должны располагаться на высоте от 90 см;
  • общее число ступеней должно быть нечётным;
  • обеспечение освещения конструкции особо актуально для подвалов.

В соответствии с перечисленными базовыми требованиями можно составить схему расположения лестницы в подвале с учётом параметров помещения и типа проектируемой конструкции.

Если внести расчётные данные в онлайн-калькулятор лестниц, то даже простая программа создаст несколько, основанных на стандартах и строительных нормах, вариантов. Почти все программы создают чертёж конструкции в разных проекциях.

Земляные работы

Копка ямы считается одним из самых трудоемких занятий при обустройстве гаража. При этом нужно будет выкопать приблизительно 9 кубометров земли. Если нет желания делать это самостоятельно, можно нанять рабочих. При этом важно сделать разметку при помощи колышков для ориентации в размерах.

Выполняются земляные работы следующим образом:

Земляные работы
  • при копке ямы часть земли (примерно половину) нужно оставить для заполнения пазух, которые появятся при строительстве, остальное можно вывезти;
  • важно выровнять пол при помощи строительного уровня, для того чтобы глубина ямы была равномерной;
  • затем на пол насыпается слой щебня высотой около 5 см, его нужно утрамбовать в землю;
  • на данной стадии есть возможность обустройства ниш в стенах для хранения инструментов и других необходимых вещей.

От правильности выполнения земляных работ зависит будущее удобство ямы и ее функциональность.